25 сентября 2019

Грант фонда U-Art: Ты и искусство. Американское наследие В. Верещагина. Часть 2


Из Чикаго 1901−го в Калифорнию 2019−го


У самого океана стояла прехорошенькая вилла,
на дверях которой почище калифорнийского солнца сияла медная дощечка…
Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка

 

Впервые русские ученые обратились в архивы США в поисках американского наследия В. Верещагина.  Ученые Третьяковской галереи — Елена Рыскунова и Светлана Капырина — в поисках 111 неизученных картин В. Верещагина побывали в Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Нью-Йорке.
Вторая часть эссе Елены Рыскуновой об исследовательской поездке в рамках стипендиальной программы фонда U-Art: Ты и искусство.

«Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» – грандиозное по размерам полотно Василия Васильевича Верещагина, написанное им во время его второго путешествия в Америку по мотивам Испано-Американской войны, запечатлевшее штурм стратегически важных высот кавалерийским отрядом «Буйные всадники» под командованием будущего президента Соединенных Штатов Америки Теодора Рузвельта на Кубе 1 июля 1898 года. Именно это полотно, ставшее, в силу обстоятельств, центральным лотом второго в США аукциона работ художника в ноябре 1902 года, стало и объектом наших поисков.

В этот раз художник направился в США для организации своего второго выставочного турне по городам Америки с новыми сериями работ: не приобретенной российским правительством серией «Отечественная война 1812 года» и работами, посвященными все еще продолжающейся в 1901 году Филиппинской войне. Второе выставочное турне Василия Васильевича, состоявшееся в 1901 – 1902 гг., стало возможным во многом благодаря встречи художника с Джереми Кертином в Москве летом 1901 года во время предпринятого известным американским фольклористом и переводчиком большого европейского путешествия. Будучи знакомы уже много лет, со времен первого путешествия художника в Америку, в Москве они возобновили дружеские отношения.

«Он сердечно поприветствовал меня…расцеловал на русский манер и повел к себе в студию. Студия напомнила мне магазин подержанных вещей. Среди хлама была белая лошадь (из дерева), полностью снаряженная к бою, униформа рядового и офицерская форма»

При посещении Третьяковской галереи, полотна Верещагина напомнили Кертину о старом знакомстве и, наведя справки, он отправился в дом у Серпуховской заставы, где жил художник: «Он сердечно поприветствовал меня…» — вспоминал Джереми Кертин – «…расцеловал на русский манер и повел к себе в студию. Студия напомнила мне магазин подержанных вещей. Среди хлама была белая лошадь (из дерева), полностью снаряженная к бою, униформа рядового и офицерская форма. Он рисовал сцены из больницы на Филиппинах. Он рассказал о своем визите на Филиппины, сказал, что везде ездил с офицерами, всегда с ружьем в руках, хотя врагов не было видно. Он показал мне изодранный флаг, подаренный Скобелевым». Изданные в 1940 году Историческим обществом Висконсина, но никогда не переводившиеся и не издававшиеся в России мемуары Джереми Кертина помогли воссоздать обстоятельства организации Кертиным выставок Верещагина в Чикаго и Сент-Луисе в 1901 и 1902 годах. В своих воспоминаниях Кертин также упоминает об организованной им попутно, изначально незапланированной выставки Верещагина в Буффало. Вероятно, речь идет об экспонировании произведений Верещагина в рамках Панамериканской международной выставки, которая проходила в Буффало с 1 мая по 1 ноября 1901 года. Эта новая, ранее неизвестная информация, которую только предстоит проверить и изучить, может стать темой отдельного научного исследования. Основой экспозиции стали произведения из двух новых серий: «Отечественная война 1812 г.» и «Филиппинская война», вынесенные в заглавие выставочного каталога. За выставками в Чикагском институте искусств и в Сент-Луисе последовала выставка в Филадельфии, а затем выставка и аукцион в Нью-Йорке.

После получения Верещагиным извещения о покупке российским правительством серии произведений «Отечественная война 1812 года» для музея Александра III в Санкт-Петербурге ключевым произведением на аукционе 1902 года становится масштабное полотно «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот», ставшее основным объектом наших поисков.

В период работы над полотном художник и президент много общались, Рузвельт, как участник битвы, давал художнику советы, периодически навещал его в студии, они много беседовали.

О своем намерении написать картину, сюжетом которой станет решающее сражение Испано-Аммериканской войны, художник объявил американской прессе в декабре 1901 года, еще до открытия выставки в чикагском институте искусств. Верещагин считал, что операция «Буйных всадников» по захвату Сен-Жуанского холма стала одной из причин выдвижения полковника Теодора Рузвельта, возглавлявшего полк, на пост главы Соединенных Штатов Америки. В отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи хранится письмо президента Рузвельта художнику Верещагину, они были знакомы. Если Рузвельт писал Верещагину, то в канцелярии президента должны были сохраниться ответные письма художника!

Поиск этой переписки начался еще в Москве, позднее она была обнаружена в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Переписка, представленная шестью письмами и сопутствующей корреспонденцией, позволила понять отношения президента и художника. Из содержания писем ясно, что у художника и президента были прекрасные взаимоотношения, Рузвельт оказывал Верещагину поддержку и покровительство в его поездках на Кубу, обеспечил его мастерской в Форт-Майер.

Library of Congress Manuscript Division. Index to Theodore Roosevelt papers. Volume 3 R-Z

В период работы над полотном художник и президент много общались, Рузвельт, как участник битвы, давал художнику советы, периодически навещал его в студии, они много беседовали, Верещагин отзывался о президенте как об «одаренном и разностороннем человеке». Вероятно, Рузвельт был заинтересован в покупке картины и сам Верещагин этого не исключал – за несколько дней до аукциона президент навещал художника, чтобы посмотреть на уже законченное полотно. Причины, по которым Рузвельт ее так и не купил, вероятно, останутся не выясненными – картина была продана с публичных торгов 26 ноября 1902 года.

27 ноября 1902 года газета San Francisco Chronical сообщила, что на аукционе картину за 18 000 долларов приобрел некий г-н Брандер. Затем след полотна теряется – не удалось выяснить хотя бы что-нибудь о загадочном г-не Брандере, в прессе также не удалось найти полезной информации о дальнейшей судьбе полотна: 1903 г. – рекламная заметка об экспонировании картины в первый юбилейный год в не идентифицированной «нашей» галерее; 1904 г.  – никакой информации; 1905 г. – тоже ничего; 1906, 1907… и т.д. Верещагин покинул Соединенные Штаты Америки сразу после аукциона, в декабре 1902 года и с этого момента упоминания о художнике в прессе появляются все реже и реже. Последний информационный всплеск в печати приходится на 1904 год – год гибели художника на броненосце «Петропавловск» в необъявленной Русско-Японской войне. И если в массиве публикаций за 1888 – 1904 гг. приходилось классифицировать по хронологии событий, отсеивать недостоверное, анализировать ранее неизвестное, то период после 1904 г. можно охарактеризовать как период абсолютного отсутствия в печати хоть сколько-нибудь содержательной информации о художнике. Поиски произведения, не увенчавшись успехом, были закончены.

The Mission Inn hotel & spa

В Chronicle Express от 11 сентября 1930 года «Мисисс Ф.Д. Блейксли описывает знаменитый Mission Inn в Калифорнии»  – случайная дата, случайная фамилия, случайная статья: «Испанская галерея со сводчатым потолком и балконом битком набитым различными интересными объектами. Большая часть картин – оригиналы из Испании, в ключая прекрасные работы Мурильо. Огромный холст “Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот” Верещагина» – с этой статьи возобновились поиски картины. The Mission Inn или The Mission Inn hotel & spa в наше время – воплощение эстетического эклектизма, гостиничный комплекс в городе Риверсайд (штат Калифорния), строящийся, достраивающийся и перестраивающийся в период между 1902 и 1932 гг. Френком Августом Миллером. Гостиница являлась местом сосредоточения произведений искусства, которые он приобретал, путешествуя по всему миру. Архитектура, также как название гостиницы отражает очарование испанского наследия южной Калифорнии. Сегодня Mission Inn включено в регистр объектов национального наследия.

В Калифорнию произведение попало в 1913 году, когда для своего отеля «Окленд» его приобрел известный меценат Ф. Хевенс, коллекция которого к 1916 году насчитывала более 600 произведений искусства. Коллеги из Mission Inn Museum помогли выяснить историю приобретения картины Френком Миллером и ее дальнейшей судьбы в коллекции Mission Inn. Френк Миллер купил полотно в 1917 году на публичных торгах художественной коллекции предыдущего владельца после его смерти и привез ее в Риверсайд в числе 24 картин, которые выставил в 1919 году. «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» В.В. Верещагина заняла свое место в так называемой Испанской галерее и с тех пор является неотъемлемой частью коллекции The Mission Inn.

«Испанская галерея», где изначально экспонировалось полотно Верещагина, была построена в конце 1910−х гг. Франк Миллер мыслил Риверсайд центром испанского искусства, а постройка Испанской художественной галереи в Испанском крыле The Mission Inn, помогла воплотить эту идею в жизнь. К открытию галереи 31 декабря 1914 года в ней было выставлено несколько испанских картин, а организованное к 1916 году испанское художественное общество Калифорнии провело свое первое собрание в Испанской галерее, где Миллер организовал привезенную из Нью-Йорка выставку картин старых испанских мастеров стоимостью свыше 1,5 миллионов долларов. Сегодня в Испанской галерее представлены произведения искусства из собрания отеля и The Mission Inn museum.

The Mission Inn hotel & spa

The Mission Inn hotel & spa. Елена Рыскунова и Светлана Капырина, авторы исследования в Испанской галерее.

Эта история могла бы воплотиться в аннотацию к произведению для его публикации в каталоге выставки, если бы не одно «но». При визуальном сравнении современной фотографии с фотоизображением полотна 1902 года из архива Т. Рузвельта в собрании библиотеки Гарвард-колледжа бросается в глаза отсутствие подписи художника в правом нижнем углу картины. Разочарование (!) – проделана огромная работа, провенанс удалось проследить, а подписи нет. При более детальном изучении стало понятно, что отсутствует не только подпись, но и целая полоска живописи вдоль нижнего листеля рамы. Грандиозное полотно «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» – копия?

«Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот», картина, отражающая реальный эпизод Испано-Американской войны. Советскому искусствоведению, полотно, в котором «…зритель не увидит… больших, глубоких обобщений социального порядка, свойственных  почти всем прежним картинам художника, не найдет  ни оценки всей войны в целом, ни выражения гуманистических, антимилитаристских идей», знакомо лишь по сохранившемуся эскизу в коллекции Николаевского музея имени В.В. Верещагина. Картина никогда не экспонировалась в России, насколько известно – вообще никогда не покидала границ Соединенных Штатов Америки. Конечно, нам понятно отношение советских исследователей к этому полотну: триумф капиталистических захватчиков, ввязавшихся в войну с Испанией, преследуя империалистические цели – недостойный художника-гуманиста, «Апостола мира» сюжет. Но нам бы хотелось преодолеть идеологическую ограниченность этой оценки, расширить представление и передать впечатление от знакомства с картиной, не претендуя в тоже время на воссоздание исторической действительности и не оценивая стратегических и тактических решений, политических, социальных и экономических последствий этого сражения и Испано-Американской войны в целом.

Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот. Эскиз одноименной картины. Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина

Между тем, участники сражения, видевшие картину, отмечали, что полотно достоверно отражает события, происходившие на Кубе 1 июля 1898 года. «Буйные всадники» на картине Верещагина – кавалерийский полк молодых офицеров, озорных, лихих, как будто играючи идущих в бой, не упускающих шанс взять штурмом Сен-Жуанский холм. Это кавалерия, вынужденная идти в атаку пешими, страдающая от малярии и лихорадки, недостатка провизии и припасов. Кавалерия, заставившая, для кого-то последним, но решительным рывком, капитулировать испанцев. Верещагин любуется мужеством отряда, отряда, принявшего судьбоносное решение штурмовать высоты – поступок – на грани глупости и героизма. Эффектным приемом художник вовлекает зрителя в сюжет. Изображая бегущих вверх по склону солдат спиной к зрителю, художник как бы перемещает его в самую гущу толпы: слева, справа, сзади, кругом бегут люди; слышны выстрелы и крики, подбадривающих друг друга солдат; чувствуется азарт атаки, и слышен знаменитый призыв полковника Теодора Рузвельта: «Вперед, ребята!».

Похожий прием художник уже использовал ранее, например, в картине «Казнь заговорщиков в России» (1884 – 1885 гг.), где Верещагин помещает зрителя в толпу зевак. На выставке в Нью-Йорке это произведение встречало посетителей при входе в зал, тем самым не предоставляя им возможность обособленно «наблюдать» за происходящим, но заставляя их через это «пройти». Сам художник утверждал, что не создавал «Взятие Рузвельтом Сен-Жуаснких высот» только для «прославления президента Рузвельта», показав его далекой, еле различимой в дыму артиллерийских орудий фигурой. Тем не менее, это памятник в первую очередь Теодору Рузвельту как предводителю отряда, перевернувшего ход войны. Вероятно, надеясь, что именно президент Соединенных Штатов Америки станет владельцем картины, Верещагин все-таки сумел отдать ему дань, не нарушая своего принципа не писать на заказ.

При первом же взгляде на полотно, представленное сейчас в зале ресторана The Mission Inn hotel & spa стало понятно, что картина подлинная. Крепкая, «великолепная по колориту» живопись не вызвала никаких сомнений. При детальном изучении полотна в нижнем правом углу, обнаружился уходящий под раму, едва видимый красный мазок, не укладывающийся в колористическое решение этой части полотна. Подпись?

 

 

Ассоциации американского искусства, около 1853 — 1929, 1885 — 1922. Архив американского искусства, Смитсоновский институт, Вашингтон, США

Инициал удалось обнаружить на фотографиях произведения без рамы, сделанных в 1994 году командой реставраторов из Fine Art Conservation Lab в Санта-Барбаре в рамках реставрации произведения. Сейчас автограф художника находиться под рамой на не видимой части картины, практически на кромке холста. История этого полотна стала одним из ключевых вопросов, освещенных в статье, вошедшей в сборник научной конференции «Василий Верещагин: Больше чем художник».

В заключение хочется искренне поблагодарить фонд «U-Art: ты и искусство» за возможность реализовать этот (не побоимся этого слова) трансатлантический проект, хочется пожелать, чтобы замечательная программа по поддержке, на первый взгляд, незаметной, но такой ценной исследовательской работы развивалась и дальше. Также выражаем свою благодарность всем американским коллегам, которые оказали нам поддержку и внимание. Знакомство и работа с зарубежными коллегами – бесценный опыт, который стал возможным благодаря фонду «U-Art: ты искусство».

Вот она, картина, стоит, прислоненная к фотографиям в серебряных рамках…
Донна Тартт. Щегол

Ассоциации американского искусства, около 1853 — 1929, 1885 — 1922. Архив американского искусства, Смитсоновский институт, Вашингтон, США

 

 

 


Смотрите также
13 сентября 2019
Ученые Третьяковской галереи — Елена Рыскунова и Светлана Капырина — в поисках 111 неизученных картин В. Верещагина побывали в Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Нью-Йорке. О том, как искусствоведческое исследование, запланированное в рамках стипендиальной программы, превратилось в настоящее детективное расследование и какие открытия принесло, рассказывает Елена Рыскунова.
31 августа 2019
10 ноября в Большом зале Московского концертного зала «Зярядье» откроется XI Международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello. Он проводится с 2008 года, и является единственным фестивалем в России, посвященным виолончельной музыке. XI VIVACELLO пройдет в рамках Года музыки Великобритании и России, на нем соберутся яркие британские виолончелисты разных поколений. Билеты уже в продаже
18 июня 2019
Выставка Школы Родченко «Учебная тревога» открылась в «Цехе белого» в Центре современного искусства «Винзавод» в рамках проекта Winzavod.Open 14 июня при содействии фонда «U-art: Ты и искусство».
Выставка представляет работы целой плеяды художников, выпускников школы, востребованных как на российской, так и международной арт-сцене.
13 июня 2019
В третий раз состоялось вручение грантов фонда «U-art: Ты и искусство» в рамках учрежденной фондом программы поддержки науки в Государственной Третьяковской Галерее. Пути романтизма в России и Германии, а также коллекция итальянской фотографии XIX — начала XX веков – это темы исследований, получивших грант в этом году.
4 июня 2019
В этом году фестиваль был посвящен выставке Эдварда Мунка и русско-скандинавским связям конца XIX – начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе. В фестивале VIVARTE-2019 приняли участие 42 музыканта из разных стран мира, в том числе и известные норвежские, датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене.

Вернуться в раздел
Разработка сайта: Михаил Коротаев Работает на CMS DJEM. Дизайн — Студия Fractalla