10 октября 2017

Евгения Илюхина о стажировке в Париже (1 часть)

Париж. Первые опыты стажировки.
По следам художников Н. Гончаровой и М. Ларионова.

 

Заместитель заведующего отделом графики XVIII — начала XX в. ГТГ Евгения Илюхина

В начале 2017 года фонд U−ART объявил о запуске стипендиальной программы для научных сотрудников Государственной Третьяковской галереи, призванной поддержать исследования за рубежом.

Нередко важные документы и произведения российских художников находятся в заграничных собраниях. И порой целые главы биографии какого-нибудь мастера остаются не написанными, поскольку сведения о том или ином периоде его жизни выпадают из поля зрения отечественных искусствоведов. Стипендиальная программа фонда призвана восполнить эти лакуны.

Одним из первых стипендиатов программы стала заместитель заведующего отделом графики XVIII — начала XX века Евгения Илюхина, с проектом посвященным изучению творчества Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой во Франции и проведения исследований в Центре Помпиду.

Исследование станет важным этапом в подготовке масштабной ретроспективы Михаила Ларионова, которая пройдёт в Третьяковке осенью 2018 года. Отчет о работе стипендиальной программы мы начинаем с публикации первой части рассказа Евгении Илюхиной о ее поездке в Париж.

Первые опыты стажировки

Квартира на улице Pas de la Moule (улица шагов мула)

Подавая заявку на стажировку, я не была уверена, что мне повезет. Наверное, здесь сыграла роль готовящаяся выставка М.Ларионова, которая «совпала» с темой работы. И вот мне вручили заветный сертификат, и я осознала, что стажировка …требует большой предварительной организационной работы. Речь не идет об оформлении командировки, бронировании билетов и проживания, а о подготовке именно исследовательской ее части. Но все-таки, начав процесс заранее, я успешно прошла этот «квест», обнаружив в своем дневнике всю первую неделю расписанную почти по часам. Еще в Москве я определила и то, что хотела бы посмотреть и в фондах, и в архиве. Теперь каталоги выложены on-line и записаться в архив и библиотеку, которая, кстати, носит имя В.Кандинского, можно дистанционно.

Первый день – прилетела я в Париж в середине дня – прошел под знаком обустройства, тем более, что это было воскресение, и никто нигде меня не ждал. Я остановилась не в гостинице, а в квартире. Это и дешевле, отель в центре, недалеко от Центра Помпиду, стоит гораздо дороже, и удобнее. Ты сам себе предоставлен, никаких посторонних лиц. Выбирала я квартиру по местоположению, но теперь приблизительно представляю, как жили Ларионов и Гончарова, хотя район у меня – другой. Первое, что меня изумило – крутая винтовая лестница, хорошо, что чемодан был компактный. В нашем Отделе рукописей есть фото Гончаровой на такой лестнице, всегда вызывающее недоумение. Кругом коды, которые заранее мне прислали: код на входной двери, код на ящике, в котором надо было забрать ключ. К счастью, все сработало, и эти заметки я пишу за столом в маленькой квартире на улице Pas de la Moule (улица шагов мула). По этой улице когда-то ездил на муле Папа. Эту историю мне рассказал любезный французский торговец, которого я спросила, как пройти по этому адресу. Он бы рассказал много чего еще, но его одернули коллеги, собиравшие прилавки, — в воскресение на улице – рынок. Теперь мулов заменили мотоциклисты, которые, кажется, не спят вообще и любят громкую музыку. Но  к ним я привыкла уже на второй день, вернее — ночь.

М. Ларионов и Н. Гончарова (1950−52) фото  International Center of Photography

На следующий день в понедельник у меня была встреча с Ольгой Махровой, ее должность в Центре Помпиду, наверное, ближе всего к нашему Главному хранителю. Она замечательный человек, всегда готовый помочь русским коллегам, и мне хотелось поблагодарить ее за помощь и заодно обсудить некоторые организационные моменты выставки. А а затем я попала в архив Библиотеки Кандинского, где мне выдали 2 коробки документов. В них я и погрузилась до конца работы архива и до красных глаз – хотелось, как можно больше просмотреть. Там мне предстоит провести еще несколько дней на следующей неделе, так как коробок много и есть еще каталоги, которых нет в Москве. В архиве обнаружила несколько очень важных документов, а также – чудесные воспоминания Наталии Гончаровой об их с Ларионовым  совместных прогулках с Г. Аполлинером, их хотелось бы опубликовать. Вечером меня пригласили на вернисаж выставки А. Дерена.

Выставка посвящена началу его творческой деятельности, было интересно посмотреть, как она организована по разделам и как они включают в экспозицию фотографии (Дерен сам занимался фотографией и использовал фото при работе над картинами). Фотографии – крохотные, но экспонируются на стенах только оригиналы.

Следующий день я провела в экспозиции Помпиду, где также есть работы Ларионова и Гончаровой. А во второй половине дня – попала на выставку пастели, пользующуюся большой популярностью, стояла очередь …и даже карта ИКОМа не имела силы. Любезные служители объяснили, что много народу и это опасно для произведений. Что уж я могла тут сказать – сама так объясняла не раз.

Еще одна выставка, которую мне повезло застать в Париже – «Моне – коллекционер» в музее Мармотен. В нашей будущей выставке также будет раздел «Ларионов-коллекционер» и было полезно посмотреть на французский аналог и, возможно, позаимствовать несколько экспозиционных приемов.

М. Ларионов и Н. Гончарова. нач. ХХ века

Вечерами я пытаюсь систематизировать просмотренное за день и наметить, чтобы не забыть, планы или вопросы, которые нужно обсудить на следующий день. Так, встречаясь с хранителями живописи, постараюсь согласовать с ними вопрос о датировке произведений. Дело в том, что вместе с произведениями музей присылает и все данные на них, которые своевольно, без согласования с музеем-владельцем менять нельзя. Значит, остается либо публиковать, как прислали, и тогда похожие стилистически произведения «разойдутся» по датам, что точно удивит зрителей, или убеждать дать разрешение на передатировки. Мы уже сталкивались с этой проблемой на выставке Н.Гончаровой, и смогли убедить коллег принять наши даты, теперь этот вопрос касается работ Ларионова.

Но это все «отчет» о деловой части. А так – Париж есть Париж. Здесь еще тепло, набережные и улицы полны народом, с которым вместе хожу и я. Осваиваю быт, покупаю продукты на рынках, хлеб – в буланжери (булочной). Как и Ларионов с Гончаровой готовлю минимально. Только нет у меня знакомого владельца соседнего ресторанчика, чтобы снабжать едой… 

Евгения Илюхина о  стажировке в Париже: Часть 2, Часть 3

 


Смотрите также
23 октября 2017
По следам художников Н. Гончаровой и М. Ларионова.
Отчет о работе стипендиальной программы в публикации рассказа Евгении Илюхиной о ее поездке в Париж.
Записки «стажера» (продолжение)
12 августа 2017
10 августа в филиале Государственного Русского музея в Малаге (Испания) состоялось открытие выставки «Алексей и Андреас Явленские. Приключения цвета». Творчество Алексея Явленского широко известно и не нуждается в представлении, работы его сына Андрея станут для большинства открытием наравне с архивными документами, представленными в экспозиции. Выставочный проект подготовлен при поддержке фонда «U-ART: Ты и искусство» и личном участии Иветы и Тамаза Манашеровых.
30 июня 2017
Еврейский музей в Москве начал свою работу четыре года назад и успел показать жителям столицы работы Аниша Капура, Герарда Рихтера, Филиппа Халсмана, а также снискать славу самого технологичного музея России. О том, почему музей вопреки названию выходит за рамки еврейской темы и как он ухитряется привлекать 350 тысяч посетителей в год, не имея обширной коллекции, рассказывает главный куратор музея Мария Насимова
30 июня 2017
Когда фестиваль камерной музыки Vivarte ещё только анонсировал свои первые программы в Третьяковской галерее, его называли прямым конкурентом (и даже эпигоном) «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» — знаменитого форума в Пушкинском музее, тоже объединяющего музыку и живопись. Однако создатели Vivarte провели свой проект по высшему разряду, доказав, что новый фестиваль имеет собственное лицо с «необщим выражением», и это лицо, судя по огромному интересу публики, станет хорошо узнаваемым.
16 июня 2017
В этом году гостям Московского фестиваля Vivarte снова посчастливится услышать виртуозную игру Клары-Джуми Кан. С молодой немецкой скрипачкой корейского происхождения рады работать музыканты и дирижёры по всему миру, а в прошлом году девушка впервые выступила в Третьяковской галерее.

Вернуться в раздел
Разработка сайта: Михаил Коротаев Работает на CMS DJEM. Дизайн — Студия Fractalla