12 декабря 2019

Бах, крики чаек и британский джаз на фестивале «Vivacello»

Фестиваль «Vivacello» триумфально перешагнул во второе десятилетие своего существования. Подобно хорошему коньяку, форум год от года становится все насыщеннее, раскрывая новые нотки своего богатого «купажа». Вместе с тем, организаторам в лице виолончелиста Бориса Андрианова и благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство» Тамаза и Иветы Манашеровых удается сохранять сложившиеся за эти 11 лет традиции: здесь выступают лучшие музыканты современности, а программа неизменно отличается изысканностью и разнообразием.

Еще каких-нибудь лет 70−80 назад никто и подумать мог, что виолончель сделает столь блестящую «сольную карьеру», встав в один ряд с фортепиано и скрипкой. Неоспоримый вклад в процесс «эмансипации» инструмента внес фестиваль «Vivacello», который сегодня является одним из самых ожидаемых событий концертной жизни Москвы. В нынешнем году фестиваль развернулся особенно широко, так что семь концертов, прошедшие на разных площадках, практически объяли необъятное: классику, современную академическую музыку, джаз и даже театральный жанр. С недавних пор палитру фестиваля также дополняют мастер-классы.

Артем Варгафтик, ведущий концертов фестиваля

Концерт-открытие уже во второй раз принимал Большой зал «Зарядья». Правда, в этом году пришлось обойтись без мировой премьеры, к которым завсегдатаи фестиваля успели привыкнуть: пополнение виолончельного репертуара новыми произведениями – одна из главных задач «Vivacello». Например, на прошлогоднем открытии прозвучал опус Гии Канчели «Т. S. D. для виолончели с оркестром». Планировалось, что в 2019−м новое произведение напишет Анатолиюс Шендеровас, но в марте он скончался. Взамен состоялась российская премьера концерта для виолончели и аккордеона (баяна) «Le Rêve de Maya» («Мечта Майи») французского композитора и гитариста Самюэля Струка. Редкое сочетание тембров оказалось красивым и убедительным, особенно в превосходном исполнении Бориса Андрианова и баяниста Николая Сивчука. Дмитрий Филатов, победитель последнего международного конкурса дирижеров им. Е. Светланова, не убоявшись новой музыки, уверенно вел оркестр «Русская филармония». А в ансамбле с Нареком Ахназаряном родилась яркая и темпераментная интерпретация уже почти классического шедевра – Концерта-рапсодии для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна.

Нарек Ахназарян 

Особым событием стал приезд специального гостя – легендарного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. В фестивальной программе значилось его выступление в качестве дирижера, но по состоянию здоровья маэстро предпочел остаться в зрительном зале. Свои полномочия он передал дирижеру Мацею Твореку, который и руководил исполнением Concerto grosso № 1 для трех виолончелей с оркестром. Сольные партии разделили блистательные музыканты: уже знакомые по предыдущим «Vivacello» Клаудио Бохоркес и Данжуло Ишизака, а также новоиспеченная звезда, лауреат XVI Конкурса Чайковского, восемнадцатилетний китаец Чень Ибай, вновь удививший своей музыкальностью и не по годам зрелым исполнением.

Кшиштоф Пенедерецкий благодарит солистов после исполнения Concerto grosso №1 

Для тех, кто хотел услышать, как Борис Андрианов на своем инструменте имитирует крики чаек и протяжное чтение «в нос» Бродского, а актриса Татьяна Друбич перевоплощается в виолончель, был отведен вечер в Малом зале Московской консерватории под названием «Концерт для виолончели с характером». Впрочем, назвать его концертом было бы неправильно – получился самый настоящий спектакль. «Историю одного инструмента» сочинил писатель Саша Филипенко, а Друбич прекрасно вжилась в роль 300−летней изящной красавицы работы венецианского мастера Доменико Монтаньяны. Там же, на сцене произошла знаменательная встреча: виолончель Андрианова во второй раз в жизни увиделась со своей «сестрой», которую представил британский виолончелист Гай Джонстон. Рассказ сопровождала музыка: четыре дуэта для двух виолончелей Р. Глиэра и «Сарабанда» из третьей сюиты И.С. Баха. В конце публике пришлось сообщить и плохую новость: Борис Андрианов вскоре будет вынужден расстаться с инструментом Монтаньяны, так как он, по экономическим причинам, возвращается в Госколлекцию.

Борис Андрианов и Татьяна Друбич 

Андрей Яцыныч 

 
Спектакль – не единственный эксперимент фестиваля. Вечер «Мастер и музы: виолончели Габриэля Джебрана Якуба» стал посвящением известному петербургскому мастеру, которого часто называют «Страдивари наших дней». Якуб – дипломированный виолончелист, поэтому к «родному» инструменту у него отношение особое. Он давно мечтал собрать свои детища в одном месте, и вот, наконец, получилось: московские и питерские виолончелисты встретились во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. Щусева и музицировали на 9−ти инструментах работы Габриэля.
 
На балконе, опоясывающем зал флигеля, Борис Андрианов, Анна Кошкина, Андрей Яцыныч и Александр Рамм сыграли «Сарабанду» из 6−й виолончельной сюиты Баха (транскрипция для 4−х виолончелей).
Благодаря тому, что музыканты находились в разных частях балкона, возник потрясающий акустический эффект – музыка буквально «воспарила» над публикой. Кстати, Якуб и сам «взялся за смычок», так что страстную “Fuga y misterio” А. Пьяццоллы играли уже 11 виолончелистов.
 
 

Ивета и Тамаз Манашеровы, учредители фонда U-Art, на концерте в флигеле Руина, Музей Архитектуры

Ровно на экваторе «Vivacello» на праздник виолончельной музыки ворвалась гитара – так случился перекрестный концерт с Международным фестивалем имени А. Фраучи. Несмотря на название – «Место встречи: гитара VS виолончель» – никакого соперничества не было и в помине. Один из лучших в России классических гитаристов Дмитрий Илларионов и Борис Андрианов – хорошие друзья, а их явное удовольствие от игры друг с другом всегда разделяет и публика. Вместе с Анной Кошкиной и Филиппом Чижевским, вставшим за пульт ансамбля «Questa musica», они сыграли эффектный опус Джованни Соллима «When we were trees» для двух виолончелей, гитары и струнного оркестра. В оригинале произведение написано для двух виолончелей и струнных, но давний друг «Vivacello» Георгий Гусев специально для фестиваля сделал новую версию с участием гитары, так что еще одной премьерой в копилке форума стало больше.

Виолончелистка Анна Кошкина и гитарист Дмитрий Илларионов 

Ширли Смарт

 
Впервые среди площадок «Vivacello» появился джаз-клуб, где два вечера тон и ритм задавали британские музыканты. «В Лондоне я сказал, что мне нужно что-то неклассическое и необычное», – рассказывает Андрианов. Виолончель в непривычной для московской публики джазовой ипостаси представили Трио Ширли Смарт и группа Аянны Виттер-Джонсон.
 
Если Ширли сочетает академическое с джазом и музыкальным наследием Ближнего Востока, то искусство Аянны находится на стыке блюза и поп-музыки, черпая вдохновение в спиричуэлс.
Динамичные и драйвовые номера Ширли Смарт на следующий день сменились изящными и лаконичными сонгами Виттер-Джонсон. Неподражаемый вокал Аянны чуть было не оставил в тени ее же мастерство виолончелистки, которое, среди прочего, удивило использованием гитарных приемов игры.
 
 

Аянна Виттер-Джонсон

Раймо Сариола

 
Имя Мстислава Ростроповича в мире виолончели священно, а потому фестиваль «Vivacello» без него немыслим. В конференц-зале Московской консерватории гениального музыканта вспоминали на презентации видеокурса «Мои уроки с Ростроповичем», подготовленного профессором Академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки Раймо Сариолой.
В 1972–1974 годах он учился в классе Мстислава Леопольдовича и тайком записывал уроки с ним. Позже выяснилось, что так делал не он один («пиратствовал», например, и Миша Майский). Теперь же эти архивные материалы являются свидетельствами уникального педагогического мастерства Ростроповича.
 
Комментируя видеоуроки, Сариола рассказал много интересного о личности своего учителя, в частности, о его «нечеловеческой» способности мгновенно запоминать любую (не только музыкальную) информацию.
 
 
 

участники мастер-класса

Финал фестиваля в зале Чайковского стал вечером российских премьер. Концерт для виолончели с оркестром хорошо известного у себя на родине британца Джеральда Финци добирался до нас почти 65 лет. Примерно столько же времени в Россию ехал и его первый исполнитель, маститый Рафаэль Уоллфиш. Богатый и насыщенный звук Уоллфиша, а также ясность концепции и поразительная дирижерская техника Джастина Брауна, вставшего за пульт БСО им. П. Чайковского, обеспечили целостное художественное впечатление. Премьеру концерта для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Анатолиюса Шендероваса посвятили памяти литовского композитора. Выразительную и глубокую интерпретацию сочинения представили пианист Андрей Коробейников, британская виолончелистка Лора ван дер Хейден и лауреат последнего конкурса Чайковского, скрипач Айлен Притчин.

Рафаэль Уоллфиш

Помимо экспериментов и премьер, на фестивале случился и сюрприз. Неожиданно для всех на сцену вышел легендарный виолончелист, на протяжении полувека бывший концертмейстером БСО, Виктор Симон (в январе 2020−го музыканту исполнится 90). Под аккомпанемент родного оркестра он очаровал слушателей и благородством звука, и чувством стиля, и виртуозностью, исполнив «Песню Менестреля» А. Глазунова и переложение романса Вольфрама из вагнеровского «Тангейзера».
 

Специальный гость – народный артист России Виктор Симон

И в завершение – концерт для виолончели и духового оркестра Фридриха Гульды (солировал Борис Андрианов). Этот опус, в котором эксцентричный Гульда смело замешал стили и жанры (джаз-рок, лендлер, менуэт и даже бравурный марш), мог бы стать отличным эпиграфом к «Vivacello» 2019−го года – настолько ярким, концентрированным и разнообразным получился фестиваль.
 
 

Текст: Вадим Симонов
Фото: Евгений Евтюхов

 

Смотрите также
16 декабря 2019
Джебран Якуб — «гражданин мира» и человек, совмещающий в себе, кажется, сразу несколько судеб. В нем русская и сирийская кровь, говорит он на 9 языках, живет в Германии, Италии и России, в равной мере может назвать себя и скрипичным мастером, и исполнителем-виолончелистом. А в рамках XI фестиваля Vivacello затеял еще одно «совмещение» и объединил представителей московской и петербургской виолончельных школ в одном концерте.
29 ноября 2019
Фонд U-Art: Ты и искусство выступил одним из партнеров выставки. В экспозицию вошли произведения мастера из крупнейших государственных и частных собраний Италии. Увидеть произведения итальянского экспериментатора, чье творчество опередило свое время и стало отправной точкой для многих направлений в современном искусстве можно до 23 февраля 2020 года.
14 ноября 2019
Международный фестиваль Vivacello вступил в свое новое десятилетие. В его программе еще больше музыкальных сюрпризов, которые по-настоящему удивляют зрителя. Концерты фестиваля: от симфонической камерной музыки до джазовой и авангардной. А еще лекции и мастер-классы. Фестиваль виолончельного искусства продлится до 20 ноября.
10 ноября 2019
Ретроспектива Лучо Фонтаны откроется 27 ноября 2019 г. в Мультимедиа Арт Музее при поддержке фонда U-Art: Ты и искусство. В Москву работы Лучо Фонтаны приедут впервые. Выставка в МАММ представит его Concetto spaziale — “Пространственные композиции” из музея Новеченто в Милане и Флоренции, Национальной галереи современного искусства в Риме, Фонда Лучо Фонтаны и других галерей и частных коллекций.
9 ноября 2019
Мастер-классы Vivacello-Академии стартовали 9 ноября. Открылся проект занятиями в Московской Консерватории, которые провели виолончельные мэтры Данжуло Danjulo Ishizaka и Клаудио Бохоркес Claudio Bohorquez (Германия). Проект проводится при поддержке фонда U-Art: Ты и искусство и Московской консерватории.

Вернуться в раздел
Разработка сайта: Михаил Коротаев Работает на CMS DJEM. Дизайн — Студия Fractalla